eLearnng VS удовольствие?

Что нам приносит удовольствие в жизни? Разговор с другом в кафе, просмотр захватывающего фильма, хорошая шутка, увиденная в интернете, пончик, купленный коллегой, который утром шел на работу мимо пекарни. У каждого свои удовольствия. Но вот почему на ум ни в первую и ни в десятую очередь не приходит удовольствие от обучения...

Может быть потому, что далеко не все получали хоть какое-то удовольствие в школе, как от уроков, так и от домашних заданий.

А как насчет электронных курсов? Могут ли они приносить удовольствие? Давайте пойдем от обратного и разберем, что же такое удовольствие от обучения. Погуглим термин «удовлетворение» - это положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей.

Какие потребности мы можем удовлетворить обучаясь: собственное развитие, стремление стать лучше, карьерный рост и в следствии этого улучшение благосостояния, уважение со стороны коллег и друзей и т.д. Можно учиться через «не могу», но добиваться своих целей в обучении, но тут нужна очень высокая самомотивация. А еще можно учиться и получать удовлетворение от этого процесса, если обучение и источники знаний созданы правильно и удобно.

Но вернемся к электронному курсу. Что обычно нас пугает:

  •     Слишком много контента или тяжелый для восприятия текст - нам кажется, что это просто невозможно освоить;
  •     Мало интерактива - нам скучно и мы думаем о том, что пора бы уже взять билеты в отпуск;
  •     Невовлекающие задания - это не имеет отношение к нам и мы возмущаемся, что делаем бесполезную работу;
  •     Слишком сложные или простые задачи - причем сложные это еще не так страшно, потому что простые задачи просто не дают нам использовать мозг и нам становится совсем скучно;
  •     Негибкая структура - например, я не могу пойти дальше, пока не открою все ссылки на текущей странице, а моя внутренняя мотивация требует совсем иного;
  •     Неподходящие примеры - “О! Это совсем не про меня!” и я уже иду делать что-то другое;
  •     Нереалистичные задания - “О, это они придумали, так не бывает” и я тоже начинаю делать что-то другое;
  •     Отсутствие легкости восприятия (юмор, альтернативы, сокращения, официальность материала) - чем сложнее представлено, тем сильнее нам кажется, что в жизнь это воплотить почти нереально.

А есть проблемы с коммуникацией, которые могут доставить немало дискомфорта в обучении:

  •     Никто не может ответить на вопросы или предоставить обратную связь;
  •     Не с кем поделиться и поспорить;
  •     Не за кем следовать или чего-то достигать.

Почему так происходит? Ведь в реальности, приложив чуть больше усилий на этапе создания курса, можно избежать всех этих сложностей. Можно сделать курс, который доставит слушателю удовольствие и создаст итоговую мотивацию на дальнейшее развитие. Как это сделать?

1. Рассказывайте истории. Думаю, все обратили внимание, что общаясь с друзьями, мы не говорим с ними по четкому оглавлению прочитанной книги или статьи журнала – мы пересказываем то, что нам запомнилось, или же рассказываем историю из своей жизни или жизни сестры соседа, в которой отражается важная для разговора информация. То же самое можно делать в курсе – пронизывайте его историей, внесите в него реально возможную ситуацию. Так нам всем проще запомнить ситуацию и исход, сделать для себя выводы и применить в будущем.

2. Делайте увлекательную практику. Кому интересно решать пример 2+2=? или же пример с корнями, интегралами и т.д., если в итоге это не пригодится. Нет, конечно есть такие увлеченные люди, но их мало. А вот бывало у вас, например, что сидя в компании людей, которые играют в «крокодил» и после долгих уговоров «покажи хоть одно задание», вы таки на это решаетесь, а потом, через пару часов игры, вы всех уговариваете продолжать еще и еще? Для усвоения материала пытайтесь сделать не просто тест, а придумать игру, поместить человека в ситуацию, где он должен принять решение, где ему понравится, где захочется добиться результата. Кстати, часть теории также отлично ложится в практические задания.

3. Дайте делиться результатами. Самообучение – это хорошо. Но мы социальны, нам помимо набранных в конце курса баллов нужно еще, возможно, мнение тьютора, руководителя или же коллеги, который также прошел курс. Нам хочется поделиться успехами или попросить совета, если мы чего-то не поняли.

4. А вы получите удовольствие от созданного вами курса? Представьте, какие эмоции вы бы испытали, проходя этот курс, может в какой-то момент будет очень актуален юмор или в каком-то примере лучше дать историю из жизни, если у вас такие есть? Представьте, что курс – это не сухой материал, который надо пройти, а ваш рассказ другу, который ему поможет сделать шаг на пути к своей мечте, как бы громко это не звучало. Курс должен быть помощником, а не препятствием.

Конечно, вы не обязаны делать курсы, от которых слушатель будет прыгать от удовольствия как выигравший миллион счастливчик. Можно делать эффективные курсы и без соблюдения большинства условий, о которых написано выше. Но просто представьте, что есть еще одна часть нашей жизни, которая реально может приносить удовлетворение от потраченного времени – и вашим слушателям, и вам… Почему бы и нет?

 

Наталья Червонцева Материал с сайта e-learningcenter.ru

Наверх